Постановление от 26.06.2012 г. № 70 «Об утверждении Положения о порядке уведомления Главы Лозновского сельского поселения о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений»

Постановление от 26.06.2012 г. № 70 «Об утверждении Положения о порядке уведомления Главы Лозновского сельского поселения о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений». Скачать (формат - .doc)

Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям

Особый публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих (далее – служащие), обусловленный исполнением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления
(далее – государственные (муниципальные) органы), налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований. Принципы служебного поведения государственных служащих также содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).

Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с государственными (муниципальными) органами, в связи с чем, обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.

Служащие, замещающие руководящие должности, своим личным примером формируют правила поведения подчиненных.

Вне зависимости от занимаемой должности необходимо помнить, что служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Служащему рекомендуется до совершения какого-либо поступка задуматься о том, как это будет воспринято коллегами по службе, и прислушаться к их профессиональным советам.

При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудито-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей.

Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.

Предоставление и публичное размещение информации от имени государственного (муниципального) органа имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.

Служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе.

В целях противодействия коррупции и иным правонарушениям служащему рекомендуется руководствоваться в своем поведении при исполнении должностных обязанностей следующими основополагающими морально-этическими ценностями:

- честность;

- беспристрастность.

Служащий при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебных отношениях должен не допускать каких-либо поступков, способных вызвать сомнения в порядочности его действий и тем самым подорвать доверие общества к деятельности государственных (муниципальных) органов.

Неэтичный поступок служащего, в том числе совершенный во внеслужебное время, в случае если он влечет причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе, может стать предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов и повлечь наступление ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, если данный поступок был связан с использованием его должностного статуса и (или) является нарушением установленных ограничений, запретов и требований.

С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.

1. Внеслужебное общение с заинтересованными лицами.

Личные дружеские взаимоотношения, включая встречи в свободное от работы время, с лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления (контрольные и надзорные мероприятия, распределение бюджетных ассигнований или ограниченных ресурсов, осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений и другие функции) способны вызвать обоснованные подозрения у окружающих в необъективности решений, принимаемых в пользу данных лиц.

Служащему не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может его скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности, беспристрастности и объективности.

Участие в развлекательных мероприятиях, отдых, в том числе за рубежом, в компании лиц, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, способны скомпрометировать служащего.

Данные рекомендации также распространяются на ситуации, при которых функции государственного (муниципального) управления в отношении лиц, с которыми служащий состоит в дружеских взаимоотношениях, осуществляют подчиненные или подконтрольные служащему должностные лица, в случае если можно сделать вывод, что их действия осуществляются в интересах служащего.

2. Использование должностного статуса для получения личных преимуществ.

Служащий не должен использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах иных лиц.

Служащему не допускается использование служебного удостоверения и иных служебных средств, в том числе, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или иных лиц (например, при взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции, получении государственных (муниципальных) услуг, преодоления очередей и т.д.).

Неэтичным для служащего при решении вопросов личного характера для себя или в интересах иных лиц является упоминание фамилии, имени, отчества или должности третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества.

Служащему рекомендуется сообщать супруге (супругу), детям и иным близким родственникам (свойственникам) о недопустимости использования его имени, должности и авторитета для решения вопросов личного характера.

Недопустимым является использование служащим своего должностного статуса для целей, не связанных с осуществлением служебной деятельности, в том числе для рекламы товаров и услуг.

Служащему не следует совершать поступки, позволяющие усомниться в обоснованности или рациональности использования им транспортных средств, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного (муниципального) имущества, включая передачу их третьим лицам для целей, не связанных с осуществлением должностных обязанностей.

3. Использование имущества, несопоставимого с доходами.

Стоит воздерживаться от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также от безвозмездного получения имущества, в том числе во временное пользование, от коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды служащему запрещено.

В служебном поведении необходимо воздерживаться от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Дорогое имущество, законность происхождения которого не очевидна, может восприниматься как полученное в результате злоупотребления своим должностным положением. 

Разъяснительная работа.

Государственным (муниципальным) органам рекомендуется на системной основе проводить комплекс разъяснительных мероприятий, направленных на повышение осведомленности служащих, граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, иных лиц, обращающихся за получением государственных (муниципальных) услуг или взаимодействующих по каким-либо вопросам с государственными (муниципальными) органами, о принципах служебного поведения, которыми должны руководствоваться служащие. Рекомендации по организации проведения разъяснительных мероприятий содержатся в методических материалах Минтруда России по вопросам профилактики коррупции, размещенных на официальном сайте.

Применение мер ответственности.

Неэтичный поступок служащего может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По итогам рассмотрения данного вопроса руководителю государственного (муниципального) органа может быть рекомендовано:

указать служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка;

применить к служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством о государственной (муниципальной) службе и о противодействии коррупции.

Указание служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка может выражаться в:

устном замечании;

предупреждении о недопустимости совершения неэтичного поступка;

требовании о публичном извинении.

По решению руководителя государственного (муниципального) органа указание на недопустимость совершения неэтичного поступка может быть совершено в присутствии иных служащих.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные федеральными законами, должны применяться к служащему в случае, если совершение неэтичного поступка повлекло нарушение установленных ограничений, запретов и требований.

Строгость мер ответственности за совершенный служащим неэтичный поступок зависит от объема ущерба, причиненного репутации служащего или авторитету государственного (муниципального) органа. Принципиальное значение имеет анализ поступка служащего на предмет его соответствия ограничениям, запретам и требованиям к служебному поведению исходя из характера, места, времени и обстоятельств его совершения.

Размер аудитории, которой стало известно о совершении служащим неэтичного поступка, увеличивает ущерб, причиненный репутации служащего, авторитету государственного (муниципального) органа.

Государственным (муниципальным) органам рекомендуется учитывать наличие фактов совершения служащим неэтичного поступка, в том числе рассмотренного на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, при принятии кадровых решений.

Рекомендации о порядке представления сведений о расходах лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальными служащими

1. Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания органам местного самоуправления методической помощи при реализации постановления Правительства Ростовской области от 27.06.2013 № 404 «О мерах по реализации Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ».

2. Указанным постановлением утвержден Порядок представления лицами, замещающими отдельные государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области, сведений о расходах (далее – Порядок).

Лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальные служащие представляют сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о расходах) в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные государственные должности субъектов Российской Федерации, и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

3. Сведения о расходах представляют лица, замещающие:

муниципальные должности на постоянной основе в Ростовской области;

должности муниципальной службы в Ростовской области, включенные в перечни, установленные муниципальными нормативными правовыми актами.

Соответствующие перечни должностей муниципальной службы целесообразно формировать на основании перечней должностей муниципальной службы, по которым предусмотрено представление лицами, их замещающими, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее одну из вышеуказанных должностей обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

4. Сведения о расходах представляются в кадровое подразделение (должностному лицу, ответственному за кадровую работу) соответствующего органа местного самоуправления ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению к Порядку.

Указанные сведения подаются только в случае совершения сделок, указанных в пункте 3 настоящих рекомендаций. Если таких сделок в отчетном периоде не заключалось, сведения о расходах не подаются.

5. В случае если лица, указанные в пункте 3 настоящих рекомендаций, обнаружили, что в представленных ими сведениях о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в пункте 4 рекомендаций.

6. В случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим должность муниципальной службы, сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению соответствующей комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов соответствующего органа местного самоуправления.

В связи с тем, что деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов распространяется только на муниципальных служащих, в случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению иным уполномоченным органом, например, комиссией по противодействию коррупции в соответствующем муниципальном образовании.

7. Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в пункте 3 настоящих рекомендаций, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, общему доходу данных лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

8. Сведения о расходах, представленные в соответствии с Порядком, относятся к информации ограниченного доступа, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

9. Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход лиц, указанных в пункте 3 настоящих рекомендаций, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о расходах, виновные в их разглашении или неправомерном использовании, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Сведения о расходах приобщаются к личному делу лица, их представившего.

12. В случае непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, лица, указанные в пункте 3 настоящих рекомендаций, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Решение об осуществлении контроля за расходами лиц, указанных в пункте 3 настоящих рекомендаций, принимается Губернатором Ростовской области или уполномоченным им должностным лицом в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 27.06.2013 № 404 «О мерах по реализации Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ».